Задача
HYBRID CLASS
состояла в просмотре фильмов и обсуждении их вместе с режиссерами.
Сам класс разделили на три части. Как оказалось, мой HYBRID III образовался в последний момент: слишком много участников в первых двух.
Кураторами HYBRID III были фотограф и преподаватель антропологии в Орхусском университете — Кристиан Виум, и музыкант, преподаватель лаборатории звука в Датской академии искусств — Дженни Граф Шеппард. Их пригласили также спонтанно, поэтому не они сами составили программу, а организаторы кинофестиваля. Иногда, вместе с группой, кураторы недоумевали над выбором фильмов. Зато нас это быстро сплотило.
Самым интересным для меня оказалось взять и поговорить с режиссером, чей фильм мне не понравился. Попытаться объяснить "почему". Раньше я всегда отгораживалась.
С первого, и самого неудачного фильма в программе, я сбежала в национальный музей Копенгагена. Со следующим неудачным фильмом я была готова провернуть тоже самое, когда моя одногруппница сказала: "Беги, конечно. Правда, у нас будет встреча с авторами, так что можешь задать им вопросы. Но вообще, решать тебе".
Для меня ее ответ прозвучал как вызов. Неужели я просто уйду с показа, когда есть возможность поделиться с режиссером своими мыслями о его фильме? Неважно, что ничего не изменишь, и что тебя могут не услышать; так оно и случилось.
Режиссером оказался профессиональный музыкант, работа над первым фильмом заняла у него 15 лет. Когда я говорила о своих впечатлениях, он просто от меня отвернулся и не реагировал. Со мной общался оператор, который после обсуждения поблагодарил за высказанное мнение. Вообще, все либо хвалят, либо очень, очень аккуратно задают вопрос, который осторожно намекает на критику. От этого не возникает дискуссии. Но такой европейской вежливости стоит поучиться, найти средний вариант. Ведь действительно важно понять, почему какая-то вещь не получилась, почему она не сработала, как задумал режиссер; вывести на диалог, чтобы ему тоже захотелось услышать тебя. В первую очередь, это нужно было мне.
Когда общаешься с автором, кино перестает быть абстрактным. Мне кажется, важно увидеть человека, который за ним стоит. За такую возможность большое спасибо организаторам HYBRID CLASS!
После первых провальных дней случились открытия.
У нашей группы состоялась встреча с
Беном Расселом, после показа его фильма
"Goodluck". Кино продуманное, формалистское, в котором от движения камеры, продолжительности кадра, появляется дополнительный смысл. Режиссер оказался закрытым, спросишь поверхностно — так и ответит, отчего было еще интереснее задавать вопросы.
Для меня значимым стал показ
"Of fathers and sons", снятый в Сирии, в ИГИЛ, о семье минера, про их ежедневную жизнь. Знакомство с автором, даже не то, что он говорил, а просто: вот он, кто это все прожил, через весь ужас сумел рассказать нам о детстве, любви отца к сыну. Мне важно знать, видеть, что такие люди есть.
Шок произвел фильм
"Сaniba" (от авторов документального "Leviathan", 2012). Очень близкий, тщательный портрет парализованного японского каннибала и брата, который ухаживает за ним. Тут кажется, что авторы спустились в ад. Только не войны, а души.
Еще был
"Ghost of hunting" палестинского режиссера
Раеда Андони про израильскую тюрьму. Фильм на грани игрового. Режиссер в один момент включается в реконструкцию событий, которую сам же и создает вместе с бывшими заключенными.
Ради чего стоит участвовать в
CPH:DOX ACADEMY — это общение со своей группой. В моём HYBRID III было около 30 студентов из разных сфер: антропологии, современного искусства, документального кино.
Все сетовали, что не хватило времени на знакомство друг с другом. Интенсивность курса просто не давала такой возможности. Не было выделено конкретного целого дня — только полтора часа в первую встречу — чтобы мы могли рассказать о себе, своих проектах подробнее, обменяться опытом.
Еще, мне кажется, стоит приглашать больше участников из разных стран, киношкол. В основном были студенты Датской королевской академии искусств.
В начале перед всеми классами CPH:DOX ACADEMY выступил сербский кинорежиссер
Борис Митич со своей замечательной
лекцией-презентацией о документальной киноиндустрии. После нее ощущение, что ты не один.
Спасибо CPH:DOX, датскому посольству и нашей Школе документального кино и театра за такой опыт!»