БЛОГ ШКОЛЫ

Выпускники Школы доккино и театра приняли участие в образовательной программе фестиваля CPH:DOX
26 апреля 2018
В конце марта в Копенгагене завершился один из крупнейших документальных мировых фестивалей CPH:DOX. Посольство Дании в России поддержало Школу документального кино Марины Разбежкиной и Михаила Угарова и мы смогли отправить на фестивальную неделю трех выпускников Отто Лакобу, Элю Мурганову и Арину Аджу в Копенгаген.

Ребята посмотрели фильмы конкурса и других программ, также поучаствовали в специальной образовательной программе DOX:ACADEMY.

Мы попросили ребят вести датские дневники и сейчас делимся ими с вами.


Трейлер фестиваля CPH:DOX
Отто Лакоба
Выпускник Школы документального кино и театра
«Передо мной стоит человек с босыми ногами: ступни в ссадинах, опухшие и синие. Он одет в шорты и майку, белые волосы с желтым оттенком. Я так никогда и не увижу его лицо. Его лицо — ступни. Кажется что они прилипли к стальному трапу самолета, так уверенно он стоит на ногах. В Копенгагене минус пять, ветер и снег. Высокий крепкий викинг возвращается домой.
Королевская академия изящных искусств. Объятия координаторов нашей студенческой группы решительны, но в тоже время неловки. Как преодолеть в себе скандинавский характер? Первый день Академии. Я говорю что родом из Абхазии, меня просят спеть гимн.

Программа HYBRID где-то на стыке между экспериментальным кино и художественными практиками. Состоит из показов и встреч с режиссерами, участвующими в программе NEW:VISION. Совсем другое кино. Смотреть тяжело, принять — почти невозможно. Запомнился только один фильм "Good Luck" (реж. Ben Russel) — это двухчасовое кино, рассматривающее как работают люди на шахте где-то в Сербии и на золотом прииске в Суринаме. Вот мужики спускаются в шахту уже пять минут, их лица чем-то озадачены и напряжены. Но ты не думаешь про кат, а пытаешься разгадать секрет длинных кадров и понять, как же это работает.

Мы купили у иракца в магазине чечевицу и Эля приготовила из нее суп. Точнее получилось лобио, которое мы торжественно ели каждый вечер. Иногда казалось что чечевица вот-вот захватит холодильник.

Первая открытая встреча. Борис Митич — сербский документалист, — проводит открытую лекцию "THE ENTIRE DOCUMENTARY FILM INDUSTRY EXPLAINED IN 5 SETS OF DRAWINGS" про то как ориентироваться в современном мире док кино, как и где искать финансовую поддержку, а также что такое Post-ideological storytelling. Все это представлено в сатирической манере со строгой и четкой структурой.

Гвардейские солдатики делают обход под звуки флейты и барабанов строго по расписанию и под охраной полиции.

Если посмотреть на программу конкурса, то можно увидеть что есть запрос на социальное кино, тема беженцев все еще актуальна; кино в котором проводится реальный эксперимент с людьми; темы из конфликтных регионов (Приднестровье, Украина); попытка сделать философское эссе. При этом очень мало живого, трогающего. Именно таким запомнился фильм "America" (реж. Erick Stoll & Chase Whiteside), получивший специальное упоминание жюри.

Есть еще два фильма которые останутся в памяти об этом фестивале.

Первый — "Doel" (реж. Frederig Solberg) — сразу напомнил мне о неснятом кино в заброшенном поселке в горах Абхазии. Я по хорошему завидовал за ироничный и точный взгляд. Это история про город-призрак Доэль, снятая через жизнь нескольких героев. Бабушка в доме, полном антиквариата, лупит мухобойкой по сервизу. За окном огни атомной станции и порта, который хотят расширять. Вандалы громят опустевшие дома. Молодой человек играет на волынке и обсуждает с друзьями планы новой акции против сноса домов.

Второй — "Of fathers and sons" (реж. Talal Derki) Возникает впечатление что это чисто наше кино, снятое с очень близкого расстояния. Фильм, в котором война и отношения показаны через детей — сыновей бойца исламского государства. Вот мы видим как он убивает из снайперской винтовки людей, а вечером сидит в окружении своих детей и говорит как он сильно их любит. Дети делают тоже самое что и отец: отрывают головы. Только птицам. За что отец их ругает. Дети растут и попадают в военный лагерь для обучения террористов. Но когда приезжают домой, отец набирает им бетонный бассейн в котором они плещутся в лучах солнца.

Оставив ключи под ковриком, мы уехали из этой безопасной и тихой страны. Правда вторую пару ключей Эля спрятала в трубе на улице для надежности. На прощанье, мы забежали посмотреть на Русалочку, но она всячески от нас отворачивалась.»
Эля Мурганова
Выпускница Школы документального кино и театра
«Я была в классе Акт — это совмещение журналистики и документального кино. Четыре дня мы смотрели, обсуждали, когда успевали, в группе или по пути на следующий сеанс и встречались с режиссерами увиденных фильмов.
Было круто, самое крутое что только те фильмы, которые были сняты "нашим методом" — включения и очень близкого проживания отрезка жизни героя, снимая его — были по настоящему мощные и переворачивающие (и это не только мое личное мнение, но и то, про что мы говорили в группе!) — это два фильма "Of father and son" - это история про то, как отец, участник группировки Алькайда, выращивает своих четверых сыновей, чтоб они потом боролись вместе с ним и "Laila at the Bridge" про женщину, которая работает в Афганистане и пытается вытаскивать людей "из под моста" — наркотического притона.

В моей группе было еще 14 человек, все, либо заканчивающие киношколы в разных странах, либо снимающие свои первые фильмы. Мне было интересно очень — я увидела огромную индустрию, в которой более чем на 300 фильмов приходят полные залы (поразило!), очень большое количество людей, которые горят своими идеями, это то, что я представляла что должно быть и где-то есть, а вот теперь увидела, спасибо большое вам за это!»
Арина Аджу
Выпускница Школы документального кино и театра
«В третий раз документальный кинофестиваль СPH:DOX провел международную студенческую платформу CPH:DOX ACADEMY.
В «академии» несколько направлений: F:ACT CLASS — журналистика, политический активизм через документальное кино, CRITIC'S AND CURATOR'S CLASS — как работать критикам с современной документалистикой, SCIENCE CLASS — фокус на научно-популярное документальное кино, и HYBRID CLASS — микс современного искусства, кино и антропологии, который выбрала я.
Задача HYBRID CLASS состояла в просмотре фильмов и обсуждении их вместе с режиссерами.

Сам класс разделили на три части. Как оказалось, мой HYBRID III образовался в последний момент: слишком много участников в первых двух.

Кураторами HYBRID III были фотограф и преподаватель антропологии в Орхусском университете — Кристиан Виум, и музыкант, преподаватель лаборатории звука в Датской академии искусств — Дженни Граф Шеппард. Их пригласили также спонтанно, поэтому не они сами составили программу, а организаторы кинофестиваля. Иногда, вместе с группой, кураторы недоумевали над выбором фильмов. Зато нас это быстро сплотило.

Самым интересным для меня оказалось взять и поговорить с режиссером, чей фильм мне не понравился. Попытаться объяснить "почему". Раньше я всегда отгораживалась.

С первого, и самого неудачного фильма в программе, я сбежала в национальный музей Копенгагена. Со следующим неудачным фильмом я была готова провернуть тоже самое, когда моя одногруппница сказала: "Беги, конечно. Правда, у нас будет встреча с авторами, так что можешь задать им вопросы. Но вообще, решать тебе".

Для меня ее ответ прозвучал как вызов. Неужели я просто уйду с показа, когда есть возможность поделиться с режиссером своими мыслями о его фильме? Неважно, что ничего не изменишь, и что тебя могут не услышать; так оно и случилось.

Режиссером оказался профессиональный музыкант, работа над первым фильмом заняла у него 15 лет. Когда я говорила о своих впечатлениях, он просто от меня отвернулся и не реагировал. Со мной общался оператор, который после обсуждения поблагодарил за высказанное мнение. Вообще, все либо хвалят, либо очень, очень аккуратно задают вопрос, который осторожно намекает на критику. От этого не возникает дискуссии. Но такой европейской вежливости стоит поучиться, найти средний вариант. Ведь действительно важно понять, почему какая-то вещь не получилась, почему она не сработала, как задумал режиссер; вывести на диалог, чтобы ему тоже захотелось услышать тебя. В первую очередь, это нужно было мне.

Когда общаешься с автором, кино перестает быть абстрактным. Мне кажется, важно увидеть человека, который за ним стоит. За такую возможность большое спасибо организаторам HYBRID CLASS!

После первых провальных дней случились открытия.

У нашей группы состоялась встреча с Беном Расселом, после показа его фильма "Goodluck". Кино продуманное, формалистское, в котором от движения камеры, продолжительности кадра, появляется дополнительный смысл. Режиссер оказался закрытым, спросишь поверхностно — так и ответит, отчего было еще интереснее задавать вопросы.

Для меня значимым стал показ "Of fathers and sons", снятый в Сирии, в ИГИЛ, о семье минера, про их ежедневную жизнь. Знакомство с автором, даже не то, что он говорил, а просто: вот он, кто это все прожил, через весь ужас сумел рассказать нам о детстве, любви отца к сыну. Мне важно знать, видеть, что такие люди есть.

Шок произвел фильм "Сaniba" (от авторов документального "Leviathan", 2012). Очень близкий, тщательный портрет парализованного японского каннибала и брата, который ухаживает за ним. Тут кажется, что авторы спустились в ад. Только не войны, а души.

Еще был "Ghost of hunting" палестинского режиссера Раеда Андони про израильскую тюрьму. Фильм на грани игрового. Режиссер в один момент включается в реконструкцию событий, которую сам же и создает вместе с бывшими заключенными.

Ради чего стоит участвовать в CPH:DOX ACADEMY — это общение со своей группой. В моём HYBRID III было около 30 студентов из разных сфер: антропологии, современного искусства, документального кино.

Все сетовали, что не хватило времени на знакомство друг с другом. Интенсивность курса просто не давала такой возможности. Не было выделено конкретного целого дня — только полтора часа в первую встречу — чтобы мы могли рассказать о себе, своих проектах подробнее, обменяться опытом.

Еще, мне кажется, стоит приглашать больше участников из разных стран, киношкол. В основном были студенты Датской королевской академии искусств.

В начале перед всеми классами CPH:DOX ACADEMY выступил сербский кинорежиссер Борис Митич со своей замечательной лекцией-презентацией о документальной киноиндустрии. После нее ощущение, что ты не один.

Спасибо CPH:DOX, датскому посольству и нашей Школе документального кино и театра за такой опыт!»
Made on
Tilda